Вторник, 19.09.2017, 18:24
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

«Экспериментируем дома»
24.04.2016, 21:36

Консультация для родителей

«Экспериментируем дома»

  Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.

  Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте он - ведущий, а впервые три года - практически единственный способ познания мира.

    Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого   не          требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

       Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о   свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт,  кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

    Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

 Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём  проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

   Именно собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания, при этом интенсивно развиваются его внимание, память, мышление. Эксперимент помогает ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Экспериментируя, дети знакомятся со свойствами веществ, у детей  развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей. Экспериментировать можно с предметами рукотворного и нерукотворного мира, которые окружают ребенка.

 При помощи элементарных опытов можно показать детям  такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуга и т. д.

 При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений.

 Опыты должны строиться на основе уже имеющихся у детей представлений, которые  они получили  в процессе наблюдений и труда.

  Простейшие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети все проделывают сами.

 Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

    1. Цель эксперимента ( для чего мы проводим опыт)

    2. Материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

    3. Процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

    4. Итог (точное описание ожидаемого результата)

Объясните «почему?»  доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

-  Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомыми объектами, будь то незнакомые виды или незнакомые индивиды. Последствия могут оказаться неожиданными и опасными.

 - Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным, чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.

 - Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное самому и не позволять этого делать детям; испугавшись, любое мирное животное может стать опасным.

- Заранее предвидя нежелательные реакции, родитель должен стараться избегать условий, способствующих их возникновению.

  Любой вид деятельности, в том числе и экспериментирование, будет осуществляться, пока у детей есть интерес. Что же нужно делать и чего нельзя, чтобы поддерживать у детей дошкольного возраста интерес к исследованиям.

 

 

 

Что нужно делать

 

1.Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2.Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3.Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4.В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5.Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6.Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7.Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8.Создавайте ситуацию успешности

 

Чего нельзя делать

 

1.Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2.Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3.Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4.Нельзя запрещать без объяснения.

5.Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6.Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7.Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8.Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Хочу предложить вам несколько интересных и весёлых экспериментов, которые вы можете провести дома с детьми.
1.Прыгающее яйцо.
Нам понадобится: уксус, яйцо, чашка, ложка. Положите яйцо в уксус на 2-3 дня. Вы заметите, что скорлупа полностью растворится. Яйцо стало упругим, похожим на резиновое, можете попробовать бросить его с небольшой высоты и оно не разобьётся))

2.Волшебные чернила.
Нам понадобится: лимон, вода, зубочистка, тарелка, белая бумага, лампа. Смешаем лимонный сок с водой, затем макаем туда зубочистку и пишем послание на бумаге. Сначала будет ничего не видно. Нам нужно нагреть под лампой (или в микроволновке) лист бумаги и мы увидим как волшебные чернила темнеют и их становится видно.

3.Съедобные молекулы.опыты детям2

Нам понадобится: зубочистки, ягоды(любые, на ваш вкус). Соединяем зубочистки и ягоды, чтобы получились молекулы, потом наслаждаемся с ребёнком химической вкуснятиной))

4.Лавовая лампа. 
Нам понадобится:бутылка, вода, масло, таблетка алка-зельцер(или другая шипучка), пищевой краситель. Заполните 3/4 бутылки маслом, остальное водой(воду предварительно раскрасить красителем). Плотно закроем бутылку и подождём пока образуется 2 отдельных слоя(вода и масло). Поломайте таблетку на маленькие кусочки и бросьте их в бутылку. Наблюдайте за результатом.

5.Делаем свечи.опыты детям

Нам понадобится: свеча из воска, восковые мелки, толстая нитка, кастрюля, стакан, кухонная плита. Нам нужно расплавить мелки и свечу в кастрюле на небольшом огне. Перемешаем, чтобы получился красивый узор. Вставляем в стаканчик нитку и заливаем воск. Если стакан бумажный, то можно проделать отверстие на дне и закрепить таким образом нитку(снизу скотчем или клейкой лентой). Если стакан стеклянный, то чтобы закрепить нить, нужно привязать её к палочке, которую мы положим сверху стакана, чтобы нить держалась ровно, пока мы заливаем в стакан наш воск(или сделать как показано на фото). Ждём пока воск затвердеет и свеча готова!

6. Цветное молоко.
Нам понадобится: молоко жирное, средство для мытья посуды, пищевые красители(несколько цветов), тарелка. Нальём молоко в тарелку, затем капаем в молоко краситель(капли должны быть рядом друг с другом). Добавляем средство для посуды и смотрим как краски начинают двигаться. Для ребёнка это будет очень увлекательным зрелищем!

7.Зыбучие пески.
Нам понадобится: кукурузный крахмал и вода. Смешиваем ингредиенты до консистенции мёда. Отдаём ребенку и пусть он пробуем засунуть туда руки, двигать ими по кругу сначала быстро, затем медленно, пусть он почувствует разницу — как реагирует эта масса на скорость движения руками.

Материал подготовила воспитатель 1 категории Козлова Светлана Михайловна 24.04.2016

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Света
Просмотров: 50 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: